Структура нарушений речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Теория образования » Двигательная память у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи » Структура нарушений речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Страница 2

Г.В.Чиркина и Г.Р.Шашкина выделяют особенности в протекании мыслительных операций у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - преобладание наглядно-образного мышления. Дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Может быть несколько замедлена скорость протекания мыслительных операций, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала. Интеллект детей соответствует возрастной норме .

Г.А.Волкова отмечает, что наряду с общей соматической ослабленностью детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Эти отставания проявляются в плохой координации движений, неуверенности в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения заданий. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

По мнению Л.В.Лопатиной дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Автор также отмечает недостаточную координацию пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, зацикливание на одной позе.

Г.В.Чиркина отмечает, что поведение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи может быть нестабильным, с частой сменой настроения. На занятиях дети быстро утомляются, отвлекаются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени, поэтому могут возникать трудности при овладении учебными видами деятельности. Возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно – двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения. В ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

Л.Ф.Спирова считает, что правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. Так как у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечается снижение фонематического слуха и восприятия, в школьном возрасте у них часто наблюдаются нарушение письма, задержка и недостатки в формировании навыка чтения. Некоторые дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи совсем не могут научиться читать, другие испытывают специфические затруднения, которые проявляются как в способе усвоения чтения и характере ошибок, так и в темпе овладения чтением, в понимании прочитанного .

Таким образом, для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерна сложная структура дефекта, которая включает в себя не только нарушение речевой функции, но и других познавательных процессов. Организуя коррекционную работу с детьми необходимо знать и учитывать специфические особенности познавательной сферы. Целесообразно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных и психических особенностей.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Упражнения, направленные на формирование грамматических навыков
Система упражнений по иностранному языку всегда должна иметь своей целью практическое овладение иностранным языком. Она направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке. Известно, что главная трудность в обучении гра ...

Сотрудничество Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУ-КАИ с образовательными школами и предприятиями города Зеленодольска
В конце 90-х годов XX в. предприятия города начали испытывать острую потребность в инженерных кадрах. Поэтому при поддержке Кабинета министров РТ в январе 2000 году был открыт Зеленодольский филиал Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. В условиях экономической и с ...

Понятие и сущность метода и приема обучения. Особенности традиционного обучения
Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И несмотря на это проблема методов обучения как в теории обучения, т ...

Категории