Диагностика художественных и творческих способностей в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Теория образования » Развитие и формирование художественных и творческих способностей у детей дошкольного возраста » Диагностика художественных и творческих способностей в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Страница 1

С образовательной точки зрения цель системы выявления творческих способностей у детей – достижение оптимального соответствия конкретной развивающей учебной программы психическим особенностям, потребностям, интересам определенной группы детей.

На этапе обучения в течение года было проведено два среза выявления особенностей детского рисования и способности нестандартно, мыслить, в творческих заданиях.

Для определения уровней художественных и творческих способностей в рисовании, лепке и аппликации были разработаны критерии оценки созданных детьми изображений:

1. Знание цветов и оттенков.

2. Владение изобразительной технологией.

3. Использование нетрадиционных способов рисования.

4. Знание видов искусства.

5. Декоративное прикладное творчество.

6. Способность нестандартно мыслить в творческих заданиях.

7. Владение техническими навыками (кистью и карандашом).

8. Использование разных художественных материалов.

9. Смешивание красок.

10. Владение ножницами.

11. Навыки и умения в лепке.

В соответствии с критериями определить уровни художественных и творческих способностей в изодеятельности детей.

2008–2009г.

Уровень %

Старшая группа

Подготовительная группа

начало года

I полугодие

начало года

I полугодие

низкий

13,7

11,5

11,6

10,3

средний

81,5

83,7

80,4

81,3

высокий

4,8

4,8

8

8,4

Сравнительный анализ результатов за I полугодие показал повышение уровня знаний умений и навыков у детей обеих групп. Таким образом четко вырисовываются разделы изодеятельности по которым дети более активно и творчески работают на занятиях.

1. Нетрадиционное рисование.

2. Занятия по лепке и аппликации.

3. Знание цветов и оттенков.

4. Способность нестандартно мыслить в творческих заданиях (подготовительная группа – 80%, старшая группа – 60,7%).

Прежде всего, следует подчеркнуть, что умение принять и поставить задачу, связанную с проявлением творческих способностей, с позиции предъявленных требований, представляет для многих дошкольников определенные трудности.

К этим детям относятся в основном дети, вновь поступившие в детский сад, дети с неразвитым творческим мышлением и дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Рисунок детей этого уровня отличается бедностью композиции, не выразительностью образов, плохими навыками в смешивании красок и формообразующих движений.

С учетом полученных данных была поставлена задача продолжить давать задания, формирующие художественные способности детей, больше уделять внимание социально – эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей представлений и навыков. Стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изодеятельности, применяя нетрадиционную технику изображения, новые технологии. С отстающими детьми, показавшими низкий уровень освоения программы проводить индивидуальные занятия, как в группе с воспитателем, так и в изостудии.

В течение всего года наряду с традиционными методами и приемами были использованы новые педагогические технологии, а именно, новые развивающие игры и упражнения, нетрадиционные техники способствующие развитию воображения, фантазии.

С этими детьми больше проводилось занятий, развивающие упражнения для кисти руки. Давались консультации для родителей по теме лучшего развития мелкой материки и творческого мышления.

К концу года после проведения итоговой диагностики художественных и творческих способностей детей математико–статистический анализ показал, что произошло процентное увеличение двух уровней – среднего и высокого и значительное уменьшение низкого уровня знаний, умений, навыков по всем критериям.

2008–2009г.

Уровни %

Старшая группа

Подготовительная группа

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

низкий

11,5

8,5

10,3

5,8

средний

83,7

85

81,3

84,2

высокий

4,8

6,5

8,4

10

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Организация и проведение формирующего эксперимента
Целью формирующего эксперимента является разработка методики использования информационных технологий на уроках математики в старших классах общеобразовательной школы. В связи с тем, что в 10-11 классах необходимо изучить большой объем материала, развивать интеллектуальные способности, повысить конк ...

Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, учителям и классным руководителям следует активно заниматься его организацией. Содержание и формы работы по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того насколько сами учителя компетен ...

Содержание гимнастики. Характеристика основных групп упражнений
Все гимнастические упражнения условно можно разделить на 8 групп. Подобное группирование средств гимнастики облегчает подбор необходимых упражнений для решения тех или иных задач. Строевые упражнения – несложные двигательные действия служебного характера, используемые для организованного проведения ...

Категории