Границы юношеского периода (старшего подросткового возраста) четко не определены. Имеется неоднозначность толкования как нижних, так и верхних пределов. Нередко период юности продлевается до 25 лет, что соответствует в периодизации взрослости переходному периоду от юности к ранней взрослости (20–25 лет). В зарубежной возрастной психологии нет разделения подростничества и юности.
Ведущий вид деятельности в позиции деятельностного подхода – учебно-профессиональная деятельность и самоопределение. Психологические новообразования периода: чувство ответственности за свое будущее, решение проблемы идентичности в профессиональной сфере (выбор будущей профессии и обучение) и в сфере семейных отношений (выбор потенциального брачного партнера), в личностном развитии («Кто Я?», «Чего Я хочу?», «Каким Я должен быть?»).
Э. Эриксон отмечал, что проблема идентичности впервые встает перед человеком в подростковом возрасте, а затем красной линией проходит через всю его жизнь. При этом идентичность в разных сферах жизнедеятельности человек решает на разных этапах онтогенеза. Процесс формирования идентичности долог и сложен. Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего, она образует единую систему координат для форм поведения человека в различных сферах жизни. Личная идентичность обеспечивает основу для социальных сравнений. Внутреннее чувство идентичности помогает определить направление, цель и смысл будущей жизни. Источники идентичности для подростков: референтная группа (совокупность людей, идеалы и установки которых разделяет подросток), значимый другой (человек, чье мнение высоко ценится).
Джеймс Марсиа описал 4 варианта решения проблемы идентичности, которые определяются с учетом двух факторов: прошел ли индивидуум через период принятия собственных решений, называемый «кризисом идентичности», и связал ли себя обязательствами относительно сделанного им выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности. Варианты формирования идентичности:
предрешенность – статус идентичности тех, кто принял на себя обязательства, не проходя через кризис идентичности, то есть принял то, что предложили родители, учителя, то есть микросоциум;
диффузия – статус идентичности тех, кто не прошел кризис идентичности и не принял на себя никаких обязательств. Эти подростки избегают разговоров на означенную тему, им не хватает мотивации и чувства направления в жизни, они составляют группу риска по развитию девиантного повеления;
мораторий – статус идентичности тех, кто находится и самом центре кризиса, они заняты поиском себя. Доминирующее эмоциональное состояние этих подростков – тревога;
достижение идентичности – статус идентичности тех, кто прошел кризис и принял на себя обязательства вследствие самостоятельных решений.
Статус идентичности меняется в зависимости от той стороны жизни, которая рассматривается подростком.
В юношеском возрасте новое развитие приобретает механизм идентификация-обособление. Обостряется способность к эмпатии, к сопереживанию другим людям и различным произведениям искусства: литературным, музыкальным, изобразительным. Происходит идентификация не только с людьми, но и с природой, искусством. В результате сфера чувствований молодого человека становится тоньше, богаче. Одновременно с выраженной потребностью к идентификации с другими обостряется потребность в обособлении, без которого невозможно адекватное решение вопроса идентичности. На этом фоне интенсивно идет развитие рефлексивных процессов, что выводит молодого человека за пределы внутреннего мира и позволяет занять собственную позицию в мире. Построение и переоценка ценностей, которая начинается в подростничестве, интенсивно продолжается в юности. Основная цель этого процесса переоценки – взглянуть на мир иными глазами и построить систему ценностей, отличную от родительской. Переоценка является центральным моментом нравственного роста. На основе указанных процессов в юности происходит окончательное оформление такого психологического новообразования, как мировоззрение.
Статьи по теме:
Психолого-педагогический портрет учителя
Учительница, опыт и работу которой я оценивала, Опрышко Лина Ивановна, преподает в школе № 5 английский язык. Я была на 16 ее уроках и могу сказать, что они ею проводятся с большим мастерством, соблюдаются принципы обучения, соблюдена логика изложения учебного материала, содержание учебного материа ...
Текстовая природа герменевтической щ интерпретации педагогического знания
М.М. Бахтин писал, что непосредственной действительностью мысли и переживаний, из которой только и могут исходить гуманитарные дисциплины, является текст. По М.М. Бахтину, где нет текста, там нет и объекта исследования и мышления. Вслед за М.М. Бахтиным, мы понимаем текст широко как любую упорядоче ...
Самоанализ урока технологии Тема
урока: Строгание древесины
Цель урока: «Изучить с учащимися инструменты для строгания; научить приемам строгания. Способствовать развитию интеллектуальных качеств личности, формированию умений и навыков работы с инструментом. Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности». Считаю, что ком ...