эстетический воспитание дошкольник программа
Экспериментальная работа проводилась в МКДОУ №35 «Малышок» г. Шадринска Курганской области.
В Эксперименте участвовало 15 детей в возрасте 5-6 лет, 6 педагогов, 10 родителей.
В ходе проведения констатирующего эксперимента нами ставились следующие задачи:
Изучить уровень эстетического воспитания старших дошкольников.
Определить отношение педагогов и родителей к проблеме исследования.
Для решения первой задачи мы использовали следующие диагностические методики: беседу, анализ продуктов деятельности.
Исследование уровня эстетической воспитанности осуществлялось с помощью диагностики интеллектуально эстетического развития дошкольников средствами искусства, разработанной Т.С. Комаровой и модифицированной нами в соответствии с задачами нашего исследования.
На основе разработанной концепции Т.С. Комаровой интеллектуально-эстетического развития детей дошкольного возраста средствами народного искусства мы выделили три группы критериев:
Эстетическое восприятие
Эстетическая оценка
Творческая активность, проявляющаяся в художественно – творческой деятельности
Диагностические задания построены на восприятии, анализе, сравнении и оценке трех изделий дымковских и филимоновских мастеров и матрешки, и затем создание детьми узора по мотивам росписи этих народных игрушек.
Первое задание предполагало сравнение глиняных игрушек (дымковской, филимоновской, матрешка) и выполнение их по мотивам росписи:
А) назвать вид народного искусства;
Б) описать каждую игрушку;
В) сравнить все игрушки, выделить сходства и различия;
В) выразить свое отношение;
Д) выполнить узор по мотивам каждой игрушки на вырезанном плоском силуэте из бумаги (Приложение).
Таблица 1 - Показатели уровня интеллектуально – эстетического развития детей (по Т.С. Комаровой)
Показатели |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Определение вида росписи |
1.называет игрушку правильно |
2.называет не правильно |
3. молчит |
Описание игрушки |
1.Описывает достаточно полно |
2.называет лишь некоторые признаки |
3.совсем не называет признаков |
Сравнение по сходству и различию |
1.сравнение полное и последовательное |
2.указывает сходство и различие по одному признаку |
3.не проводит действие сравнения |
Выражение своего отношения к произведениям искусства |
1.ярко выраженное положительное обоснованное отношение |
2.положительное, но не обоснованное отношение |
3. не дает оценки, безразличное отношение |
Анализ выполнения узора на силуэте игрушки |
1.полное соответствие узора. Роспись сделана на 3 силуэтах |
2. частичное несоответствие. Есть погрешности в цвете, форме, композиции |
3. большое несоответствие. Значительные нарушения характера росписи |
Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (уровень творческого решения) |
1.вносит в соответствии со стилем новые 1-2 элемента |
2. вносит незначительные элементы |
3. полностью копирует изделие |
Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (уровень завершенности) |
1.роспись завершена на всех рисунках |
2. завершенность работы составляет 2/3 |
3. завершенность составляет 1/3 |
Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (техника исполнения) |
1.высокая |
2.средняя |
3.низкая |
Статьи по теме:
Основные экологические представления в курсе «Окружающий мир»
Средством воспитания и образования младших школьников начальных классов в курсе природоведения является знакомство с элементарной целостной картиной мира. Человек должен научиться понимать окружающий мир, цену и смысл своим поступкам и окружающих людей. Детям младшего школьного возраста свойственно ...
Требования, предъявляемые к процессу
наблюдения
Наблюдение как метод исследования отличается от бытовой фиксации событий, что находит отражение в следующих требованиях к наблюдению. 1. Целенаправленность. В повседневной жизни, наблюдая окружающую действительность, человек фиксирует все, что попадает в поле его зрения, не ставя, как правило, пере ...
Особенности познавательной сферы у детей со сложной структурой дефекта
В России на основе изучения особенностей развития детей с особенностями развития создана система коррекционного обучения . Исследования, посвященные изучению неуспевающих детей с различными нарушениями (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Г.Л. Зайцева, И.А. Соколянский, С.А. Зыков, М.С. Певзнер, Г.П. Берты ...