Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности и обеспечивают распространение информационных потоков, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования, сопровождающаяся изменениями в практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание методов обучения, которые должны быть не только адекватны современным технологическим возможностям, но и должны способствовать гармоничному вхождению ребенка в современное информационное общество. Для этого важно развивать у учащихся потребность постоянно пополнять свои знания и умения, обогащать свою речь. Одно из условий, способствующих решению данной задачи – расширение словарного запаса школьника посредством использования имен прилагательных в речи.
Универсальная смысловая податливость, эмоционально-оценочная содержательность имен прилагательных, совмещают в своей структуре семантический и прагматический аспект языка. Также, для прилагательных, как для класса слов, характерно наличие субъективно-оценочного значения. Таким образом, изучение темы «Имя прилагательное» предоставляет неограниченные возможности для развития учащихся.
Проблема формирования и развития понятий, как в теории методики, так и в практике обучения - одна из наиболее сложных и актуальных.
Неслучайно на протяжении истории развития начального образования эта проблема привлекала к себе внимание многих ученых. В нашем исследовании мы опирались на работы К.Д. Ушинского, М.Н. Скаткина, Н.М. Верзилина, Н.П. Безруковой, Н.И. Пака, Ф.К. Гужвы, П.А. Леканта, А.Н. Леонтьева, Н.М. Шанского, Д.Н. Богоявленского, В.В. Давыдова, В.С. Мухиной и другие.
Процесс компьютеризации образования предполагает новые методы решения вышеуказанной проблемы через создание новых электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Одним из видов ЭОР является веб-сайт, который, на наш взгляд, будет являться в достаточной степени функциональным и эффективным при решении обозначенной проблемы.
Все вышесказанное определило тему нашей работы: «Применение электронного образовательного ресурса в процессе формирования понятия «имя прилагательное» у младших школьников».
Цель исследования: выявить эффективность использования электронного образовательного ресурса в процессе формирования понятия «имя прилагательное».
Объект исследования: процесс формирования понятия «имя прилагательное» у учащихся 3-их классов.
Предмет исследования: использование электронного образовательного ресурса в рамках изучения темы «Имя прилагательное».
Гипотеза исследования: Формирование понятия «имя прилагательное» будет эффективным, если на уроках русского языка использовать ЭОР, обладающий:
интерактивностью
мультимедийностью
производительностью
упрощенной системой навигации, позволяющей легко осуществлять переход между разделами ресурса
технологическими характеристиками,
структурой совокупного контента (с информационным (справка об имени прилагательном), практическим (задания) и контрольным (промежуточный тест) содержанием)
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
Проанализировать литературу по теме исследования.
Выявить актуальный уровень развития понятия «имя прилагательное» у учащихся третьих классов.
Разработать и внедрить в учебный процесс электронный и образовательный ресурс в виде веб-сайта, способствующий формированию понятия «имя прилагательное».
Оценить эффективность произведенного педагогического взаимодействия и оформить работу.
При решении выделенных задач были использованы следующие методы:
теоретический метод сравнительного анализа педагогической, лингвистической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
эмпирические методы: наблюдение, тестирование, естественные педагогические эксперименты (констатирующий, и формирующий);
метод статистической обработки полученных результатов.
Исследование осуществлялось в четыре этапа:
На первом этапе (2009-2010гг.) был проведен анализ психологической, педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования, подобран тест на выявление уровня сформированности понятия «имя прилагательное» у третьеклассников.
Вторым этапом (2011 г.) было проведение констатирующего эксперимента, в ходе которого выявлялся актуальный уровень сформированности понятия «имя прилагательное»;
На третьем этапе исследования (2011 г.) был разработан и подготовлен к внедрению электронный образовательный ресурс, представленный в виде веб-сайта по теме «Имя прилагательное»;
Завершающим этапом (2011–2012гг.) стало внедрение электронного образовательного ресурса, статистическая обработка фактических данных, интерпретация полученных результатов и оформление дипломной работы.
База исследования: 3-и классы МБОУ лицея № 9 «Лидер» г. Красноярска, Красноярского края.
Практическая значимость состоит в том, что предложенный электронный образовательный ресурс может быть использован учителем начальных классов как дополнительное методическое обеспечение при изучении темы «Имя прилагательное» в 3-ем классе, на уроках различных типов, при обучении по различным моделям, а также в рамках учебной, внеучебной и контрольно-оценочной деятельности. Наш ресурс может быть в дальнейшем расширен на другие учебные предметы и темы.
Статьи по теме:
Понятие и сущность общего образования
Сущность общего образования — развитие общих способностей личности, т.е. универсальных способов деятельности, генеральной человеческой способности — трудоспособности, а также способности к постоянному совершенствованию. Общее образование является базой любой последующей или сопровождающей его специ ...
Общая характеристика математики Л.Г. Петерсон
Курс математики Л.Г. Петерсон ориентирован на личностное развитие ребенка, поэтому математические знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Реализация этой цели требует выполнения таких задач: ...
Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью
Большое количество умственно отсталых школьников имеют отклонения в процессе формирования навыков чтения. Основные проявления нарушений чтения у детей представлены в четырех формах: неусвоение букв, побуквенное чтение, искажение звуковой структуры слова, нарушение понимания прочитанного. Характер п ...