Основы изучения имени прилагательного в начальной школе

Страница 1

Лингвистические основы изучения имени прилагательного

В многочисленных трудах по морфологии русского языка наблюдаются различия в трактовке имени прилагательного как части речи.

Авторы “Русской грамматики” дают такое определение: “Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа”. С этим определением перекликается формулировка Гужвы Ф.К.: «Имя прилагательное – это значительная часть речи, обладающая грамматическим значением непроцессуального признака и выражающая его зависимых частно-грамматических категориях рода, числа и падежа».

Грамматическая зависимость имени прилагательного от имени существительного легла в основу следующего определения:“Имя прилагательное – часть речи, выражающая категориальное грамматическое значение признака предмета в форме в форме грамматической зависимости от имени существительного…” .

Авторы «Современного русского языка» Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров и другие дают такое определение: «имя прилагательное – часть речи, которая выражает признак предмета, изменяется по родам, числам и падежам, в предложении является определением или именной частью составного сказуемого».

Н.М. Шанский и А.Н. Тихонов также говорят, что имена прилагательные «обозначают признак предмета и выражают грамматическую зависимость признака от предмета в формах согласования с существительным в роде, числе и падеже». Эти авторы определяют значение признака как «категориальное», понимая под признаком широкий круг свойств, качеств, явлений, характеристик предметов.

Эти качества классифицируют следующим образом:

«внешние качества людей и животных (молодой, хромой, слепой, худой, сухопарый);

внутренние (психологические) черты людей (добрый, злой, мудрейший, гордый);

пространственные отношения (высокий, узкий, здешний);

временные отношения (утренний, прошлогодний, минутный);

цвет (белый, темно-синий, песочный, рыжий);

разнообразные свойства вещей (мягкий, сладковатый);

отношение к коллективу (пятое место справа, многоступенчатая ракета);

отношения между предметами (мамин платок, лисий хвост, дождливая погода);

характеристика предметов по действию (вертлявый, пугливый, ломкий, ноский) и многие другие» .

Незначительно от этого перечня качеств отличается классификация Гужвы Ф.К., который пишет, что «грамматическим значением признака объединяются слова, обозначающие:

- качества и свойства предметов, воспринимаемые органами чувств (громкий, мягкий, душистый, сладкий);

- внешние или физические качества людей и животных (босой, молодой, хромой, сильный, старый);

- пространственные и временные свойства (левый, широкий, далекий, долгий, медленный, быстрый);

- общие оценки (хороший, полезный);

- отношение предмета к лицу, животному, отвлеченному понятию, действию, месту, времени, числу (студенческий, каменный, научный, спасательный, городской, двойной);

- принадлежность предмета (отцов (кабинет), Сережин (карандаш), сестрина (работа), волчий (след), киевский (театр)».

В пособии Н.М. Шанского и А.Н. Тихонова содержатся следующие сведения: признак, который выражается именем прилагательным, отнесен к предмету (синее небо, каменный дом, высокое напряжение, забавная история) и не мыслится в отвлечении от предмета – почему прилагательное всегда связано с существительным – носителем признака. Они указывают на специальные признаки, предмет может:

Характеризовать свойства самого предмета безотносительно к другим предметам (белый мост, широкая река, яркое солнце);

Определять предмет по отношению к другому предмету, через другой предмет (городской парк – парк находится в городе; медная посуда – посуда из меди);

Определять предмет по принадлежности к другому предмету (заячий след – след зайца; медвежья берлога – берлога медведя; мамино пальто – пальто мамы). Семантическая связь прилагательного с существительным передается грамматическими единицами. Прилагательное изменяется по родам, числам, падежам существительных (интересная книга – интересную книгу; интересный сбор – интересного сбора, интересное сообщение – интересному сообщению) таким образом, грамматические категории рода, числа, падежа у прилагательных являются не самостоятельными, а зависимыми и выполняют формальную функцию.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Предполагаемый образовательный результат
Результат образования представлен в виде образовательного результата, а именно, способности ребенка (коммуникативная, регуляторная, познавательная, творческая). Знания, умения и навыки рассматриваются в данном случае в качестве важнейшего средства не только общего развития ребенка, но и обеспечения ...

Структура пояснительной записки к дипломному и курсовому проекту
Структурными элементами пояснительной записки являются: - титульный лист; - реферат; - содержание; - введение; - основная часть; - заключение; - список использованных источников; - приложения. Каждый структурный элемент пояснительной записки следует начинать с нового листа (страницы). ...

Технология "Шаг за шагом""как средство нравственного воспитания учащихся во внеклассной работе
В настоящее время наше общество нуждается в подготовке широко образованных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утвержденных в современном обществ ...

Категории