В описании характерных признаков имени прилагательного также имеются расхождения, хоть и незначительные.
Все авторы пишут о свойственных имени прилагательному морфологических категориях рода, числа и падежа, указывая на словоизменительный характер этих категорий и возможность выявления их только синтаксически: «морфологические значения прилагательных повторяют морфологические значения существительных, с которыми они согласуются» . Таким образом, имя прилагательное как часть речи характеризуется зависимыми категориями рода, числа и падежа, особой системой формирования (степенями сравнения, краткой и полной формой и словообразования, функциями в предложении).
Род, число и падеж имени прилагательного – это грамматические категории, указывающие на то, что признак принадлежит предмету (лицу). Так, в словосочетании теплый день род, число, падеж прилагательного не имеют самостоятельного значения, а лишь повторяют род, число, падеж существительного, не внося в них каких-либо дополнительных значений. То есть категории рода, числа и падежа имени прилагательного имеют чисто синтаксическое значение, являясь показателем его связи (согласование) с существительным и выразителем синтаксического отношения (определение) к существительному. В предложениях имя прилагательное обычно выступает в функциях определения или именной части составного сказуемого.
Таким образом, имя прилагательное как часть речи характеризуется частнограмматическими зависимыми категориями рода, числа и падежа, особой системой формообразования (степенями средней, полной и краткой формой и словообразовательной функцией в прилагательном).
Изучение имени прилагательного в начальной школе
Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. В I классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных, учатся ставить к этим словам вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?»; во II классе изучаются изменения имен прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных, в III классе — склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Одновременно на уроках русского языка и чтения вводятся новые имена прилагательные, уточняется смысл ранее известных. Формируется умение правильно употреблять их в связной речи.
Методика изучения имен прилагательных обусловлена, прежде всего, их лингвистическими особенностями. Прилагательные обозначают признак предмета. Сущность смыслового значения прилагательных требует рассматривать их в связи с существительными. Грамматические признаки прилагательных (род, число, падеж) также зависят от имени существительного, поэтому для понимания имен прилагательных важно уже с I класса направить внимание детей на установление зависимости имени прилагательного от имени существительного. В I классе конкретно это выражается в том, что учащиеся, во-первых, подбирают признак к предмету и, во-вторых, развивают умение устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении, т. е. выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного (без термина). Позднее, во II и III классах, эта зависимость все более конкретизируется: в каком числе, роде, падеже стоит имя существительное, в таком же роде, числе, падеже употребляется и имя прилагательное. Таким образом, семантико-грамматические свойства прилагательных обусловливают следующее методическое требование: работа над прилагательными должна идти как в плане лексики, так и в плане морфологии и синтаксиса.
Распознавание прилагательных среди других частей речи представляет определенную трудность для младших школьников. Например, учащиеся нередко относят к прилагательным имена существительные доброта, храбрость, голубизна, т. е. существительные, обозначающие качества.
Первый этап (I класс). Первоначальное ознакомление с прилагательными (пока еще и без термина), начинается с наблюдений над лексическим значением прилагательных и вопросов, на которые они отвечают. Признаки предметов разнообразны и могут характеризовать предмет со стороны цвета, формы, величины, материала, назначения, принадлежности и т. д. Следовательно, для формирования понятия необходимо раскрыть данное многостороннее значение прилагательных.
Статьи по теме:
Нейролингвистическая точка зрения
Рассматривая проблему с наиболее продуктивной на сегодняшний день нейролингвистической точки зрения, представляется правомерным поставить следующий вопрос: "…что же все-таки является причинным для развития сенсорной афазии - фонематический слух или речевая слуховая агнозия, и могут ли они быть ...
Особенности воспитания детей с нарушенным поведением
Как уже отмечалось, умственная отсталость олигофренической этиологии является непрогрессирующим (непрогредиентным) заболеваниями. Правильное воспитание и выбор типа учебного заведения (вспомогательная школа) позволяют этим детям оптимальным образом реализовать имеющиеся психические возможности и вп ...
Значение прогулки в экологическом образовании детей дошкольного возраста
Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с ...