Основы изучения имени прилагательного в начальной школе

Страница 4

Примерный вариант ознакомления с изменением имен прилагательных по родам.

Для наблюдения предлагаются имена существительные мужского, женского и среднего рода. Подобраны такие имена существительные, которые лексически сочетаемы с одним и тем же прилагательным. Кроме того, учитываются варианты окончаний у прилагательных мужского рода, например:

Таблица 1

Изменение имен прилагательных по родам

день какой? тепл .

город какой? родн…

шарф какой? син .

ночь какая? тепл…

деревня какая? родн .

лента какая? син .

утро какое? тепл…

село какое? родн…

платье какое? син .

Учащиеся определяют род имен существительных и имен прилагательных и делают выводы о прилагательных.

1. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам (в отличие от имен существительных).

2. Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано. Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода и т. п.

3. Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос «какой?» и имеет окончание -ий, (-ой). Имя прилагательное женского рода отвечает на вопрос «какая?» и имеет окончание -ая (-яя). Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос «какое?» и имеет окончание -ое(-ее).

Изучая особенности прилагательных, учащиеся убеждаются в том, что во множественном числе прилагательные по родам не изменяются.

В ходе работы над окончаниями необходимо обратить внимание учащихся и на следующий факт: после твердых согласных пишется окончание -ьш, -ая, -ое, -ые, после мягких — -ий, -яя, -ее, -ие.

Согласно программе, у учащихся II класса формируется умение писать родовые окончания имен прилагательных. На формирование данного умения положительное влияние оказывает овладение учащимися алгоритмом действий, которые обеспечивают применение знаний.

Учащиеся овладевают следующим порядком действий:

1. Узнают, с каким существительным связано имя прилагательное, и определяют его род.

2. По роду имени существительного узнают род имени прилагательного.

3. Вспоминают окончание имени прилагательного этого рода и записывают его.

4. Сравнивают окончание имени прилагательного и окончание вопроса.

Третий этап (III класс).

Задачи работы на данном этапе:

1. Усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: лексическом значении прилагательных, их изменениях по родам, числам и падежам, зависимости имени прилагательного в предложении от имени существительного.

2. Развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.

3. Формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Усовершенствование навыка правописания родовых окончаний.

Указанные задачи определяют содержание работы и ее направленность на развитие речи школьников. Новым для учащихся III класса является склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Этот вопрос занимает центральное место.

Основу для формирования навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных составляют следующие знания и умения: умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (иначе говоря, умение выделить словосочетание), знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное, знание окончаний падежей (например, -ым, -им в творительном падеже, -ом, -ем в предложном и т. д.), умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием в вопросе. Не менее важным является применение указанных знаний и оперирование умениями в определенной последовательности:

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Общая характеристика учебника математики Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности , готовой к активной деятельности и н ...

Содержание экологического образования
В настоящее время вместе с укреплением позиций нового гуманистического типа экологической культуры все большее значение приобретает вопрос о том, какие именно представления о биосоциальной системе «человек-общество-природа» следует прежде всего внедрять в экологическое образование и воспитание, а к ...

Организация и методы исследования детей с ФФН и в норме
Цель: оценка и коррекция уровня сформированности фонематических процессов дошкольников старшей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием и с нормальным речевым развитием. Задачи: Определить уровень сформированности фонематических процессов дошкольников старшей группы с ФФН и с нормальным речев ...

Категории