Факторы развития девиации у подростков

Страница 3

- отчуждение подростка от школы, то есть потеря ее воспитывающего влияния, притягательности, посещение школы превращается в тягостную повинность;

- у подростка освобождается много времени для бесцельного времяпрепровождения, а потребность в общении толкает подростка на поиски приятелей на стороне, в неформальных группах, среди которых многие имеют асоциальную направленность;

- порождение конфликта подростка в семье и школе, следствием чего в некоторых случаях является бродяжничество;

- все это вызывает ряд отрицательных качеств - лживость, грубость, утилитаризм, увлечение азартными играми, употребление алкоголя и наркотиков.

Итак, можно составить портрет школьника подростка с девиантным поведением: табакокурение - 65% опрошенных; грубость, сквернословие - 50%; срывы уроков, пропуски уроков - 25 %; употребление алкоголя - 13%; уходы из дома - 12%; наркомания - 10%; токсикомания - 10%. Как видим, срывы и пропуски уроков занимают третье место (примерно одну четверть от общего числа проявлений) среди других форм отклоняющегося поведения школьников.

Таким образом, можно составить портрет школьника подростка с девиантным поведением:

- недостаточная сформированность интеллектуальных умений, навыков и мотивов учения школьника;

- стойкая неуспеваемость ученика (общая или специфическая);

- разорванность межличностных отношений, когда подросток остается один в этом сложном мире: родители решают свои бытовые проблемы, упрекают и наказывают за плохие отметки; учитель исключает трудного ребенка из круга своего доброго внимания;

- неадекватная самооценка подростка (заниженная или завышенная);

- система негативных отношений к миру как логическое разворачивание клубка всех предыдущих факторов: подозрительность, неверие в доброту, ненависть, злоба, презрение к труду, пренебрежение к благополучно развивающимся сверстникам;

- наличие референтной группы сверстников за пределами школы;

- эгоистическая жизненная позиция, погоня за удовольствиями, что зачастую становится стимулом поведения и др.

Девиантное поведение приводит к значительной деформации личностного развития подростка, а именно:

- разорванности межличностных отношений с окружающими,

- неадекватной самооценке,

- низкой успеваемости,

- чувству одиночества, то есть к школьной и социальной неуспешности подростка.

Следовательно, школьник с отклонением в поведении нуждается в своевременной педагогической поддержке наличных сущностных сил (самооценки, учебной мотивации, возможностей и способностей) и развитии их в различных видах деятельности, основным из которых является учебная, которую обеспечивают социальные педагоги и педагоги-предметники.

Дезадаптация не является врожденной и не возникает неожиданно. Ее развитию предшествует целый ряд этапов, которые можно считать стадиями антагонизма негативных психологических новообразований. Схематично категории дезадаптирования детей и подростков прошедших эти стадии и имеющих общие истоки отклонений в поведении и развитии, можно представить следующим образом:

1. Трудновоспитуемые подростки. Подростки имеющие близкий к нормам уровень дезадаптации, которые обусловлен особенностями темперамента, наличием легких дисфункций мозга, нарушением внимания, недостаточностью возрастного развития, особенностями социально-психологической и педагогической ситуации восприятия и развития.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Анализ психолого-педагогической литературы
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина, Н.Г.Морозова. Г.И.Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами: - и как избирательная н ...

Разработка проблемного задания по дисциплине «Технология швейных изделий», способствующей формированию интеллектуальных умений
В связи с не высокими интеллектуальными имениями, которыми обладают учащиеся необходимо разработать и внедрить в обучение проблемные вопросы и задания. Проблемные вопросы при изучении дисциплины «Технология швейного дела» 1. В виде сборочных схем представьте сравнительную характеристику методов обр ...

Основные дидактические теории
Ассоциативная теория обучения. Ее методологические основания были заложены Дж. Локком и Я. А. Коменским. Данная теория базируется на следующих принципах: - всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образцы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям; ...

Категории